3 мифа о детской психологии

Назревший разговор о душевном здоровье ребенка

Анатолий Белиловский, врач-педиатр, руководитель Центра Детского Здоровья:

– Как педиатр, я интересуюсь в первую очередь болезнями предотвратимыми и излечимыми, и поэтому в этой статье, посвященной детской психологии, я буду говорить в первую очередь о психологических “прививках”.

Если бы эта статья была на английском языке, она была бы намного короче, поскольку в Западном обиходе понятия, о которых мы будем говорить, вращаются уже лет 30 в изданиях на уровне бульварных газет. Даже английский язык помогает: слово “sanity”, которое значит душевное здоровье, того же корня, что слово “sanitary”, что значит санитарный или чистый. Начнем поэтому с нескольких простых истин, которые на русском языке не достаточно часто исповедуются.

Миф номер 1: Маленькие дети глупенькие и ничего не понимают

Правда номер 1: Маленькие дети воспринимают все новое очень близко и очень прямо и практически ничего не забывают. Не забудьте, что между первым и третьим днем рождения полностью формируется язык. С другой стороны, абстрактные понятия не удерживаются в понятии детей в большинстве случаев до переходного возраста.

Одна частая ошибка, которую я наблюдаю – это попытка соврать ребенку. Если его ведут на прививку, а говорят, что “в Макдональдс” – единственный вывод, который он после этого сделает – родителям нельзя верить. И поверьте, что запомнит он это навсегда.

Дети также очень остро воспринимают и очень резко реагируют на напряженную обстановку в семье. Мой первый вопрос родителям, которые жалуются на нервного ребенка, ребенка с тиком, ребенка, который плохо спит – что происходит в семье? Ответы на этот вопрос покрывают полный спектр человеческих страданий: потеря близких, развод, безработица, одиночество, алкоголизм. Пытаться лечить таких детей валерьянкой или другим успокаивающим лекарством – это дать им понять, что жизненные проблемы лечатся наркотиками.

Первый шаг в бездну может быть очень коротким. Единственный обобщенный совет для всех, кто чувствует себя в безвыходном положении, исходит из ирландской народной мудрости: “Дай мне, Бог, силу поменять то, что можно поменять, терпения к тому, что нельзя поменять, и мудрость, чтобы знать между ними разницу”.

Миф номер 2-А: Детей нельзя наказывать

Миф номер 2-Б: Детей нельзя поощрять

Миф номер 2-В: С детьми можно обращаться “под настроение”

Правда номер 2: Дети учатся от нас все время, а не только тогда, когда мы хотим их чему-то научить. Наказать или отругать ребенка за что-то, в чем он не виноват и чего он не мог предотвратить, вызывает так называемую “изученную беспомощность” – чувство, что как бы он ни старался, все равно ничего не получится.

Ситуации, которые вызывают у меня наибольшую озабоченность, к сожалению, бывают очень часто: я вижу родителей, которые ругают детей за то, что они заболели.

И поощрения и наказания должны иметь место в воспитании ребенка;

Поощрения должны преобладать. Наказания должны быть умеренными. И поощрения и наказания должны быть немедленными. Ребенок, который вчера разбил вазу, а сегодня убрал за собой игрушки и которого сегодня поставили в угол, будет думать, что в угол его поставили за то, что он убрал игрушки. После этого его будет намного труднее приучать к порядку.

И поощрение и наказание должны соответствовать поступкам. Если тройка по арифметике и привод в полицию с марихуановой сигаретой наказывается неделей без выхода из дома, напрашивается вывод, что тройка по арифметике и балование наркотиками – преступления одного порядка.

Миф/ Правда номер 3:“Как бы мы ни пытались научить детей хорошему, они все равно вырастут такими, как мы”

Пожалуй, мы подходим к самому сложному вопросу: ваимодействию врожденных качеств, воспитания в семье, и воздействия вне семейной окружающей среды.

150 лет назад широко бытовало мнение, что ирландцы отличаются ленью, тупостью и пьяным дебоширством; еще 30 лет назад остатки этой сказки еще мешали предвыборной кампании Джона Ф. Кеннеди – первого президента ирландского происхождения. С тех пор и Рональд Рейган, и Билл Клинтон были избраны без каких-либо проблем с “пятой графой”.

Какое это имеет отношение к нашим детям?

  • Во-первых, привыкните к мысли, что любой из “пакетиков радости”, которые Вы осторожно вынесли из Кони-Айленд, Маймонидес или Виктори-Мемориал госпиталя, может лет через 40-50 жить по адресу: Вашингтон, 1600 Пенсильвания Авеню, овальный кабинет;
  • во-вторых обращайтесь с ними так, как будто вы их готовите к этому.

 

Анатолий Белиловский,

врач-педиатр, руководитель Центра Детского Здоровья

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *